МЕНЮ
joomla 3wordpress

В России вопрос о госрегистрации БАС массой до 30 кг привел к законодательной коллизии, из-за которой в течение полугода дважды корректировался Воздушный кодекс (ВК). После вступления в силу новой редакции ВК (вскоре измененной) в марте 2016 года получилось, что даже на авиамодель, которую дети запускают во дворе, нужно оформлять сертификат летной годности как на настоящее воздушное судно, а мальчишке — пройти обучение как пилоту магистральной авиации. Ужесточение ВК вызвало негодование у авиамоделистов, равно как у эксплуатантов и производителей беспилотников — они утверждали, что развивающаяся отрасль умрет, так как процедуры сертификации и регистрации малых БАС не разработаны, государственные органы, которые должны выполнять эти функции, не обладают необходимыми инфраструктурой, бюджетом и штатом. Однако уже в июне этого года Госдума приняла новые поправки в ВК, либерализовавшие воздушное законодательство для БАС взлетной массой не более 30 кг. В результате обязательная государственная регистрация осталась лишь для БАС тяжелее 30 кг, порядок же учета легких БАС — менее 30 кг — еще предстоит определить. 

Сами участники рынка БАС считают, что логично будет закрепить учет легких БАС за одним отраслевым центром, который сможет не только вести такой учет в неразрывной связи с начальным обучением пилотов, но и формировать отраслевую статистику и аналитику.

Параллельно начинается формирование международных стандартов использования беспилотнков. 27 апреля 2016 года было принято решение о создании Международного комитета по стандартизации в области создания систем управления трафиком и контроля применения малых БАС со штаб-квартирой в Женеве. Участниками комитета уже стали более 60 организаций и компаний из стран ЕС, США, Китая.

Новые правила использования беспилотников в РФ разработают к концу 2017 года, комиссия при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе ГЛОНАСС (КРАОН) решила сформировать специальную межведомственную рабочую группу, которая составит «дорожную карту» внедрения в России системы контроля применения и управления движением малых беспилотных средств (БАС). Как отмечается в протоколе по итогам заседания комиссии, рабочая группа также займется составлением плана мероприятий по совершенствованию госрегулирования в сфере управления движением малых БАС, включая предложения по коммерческому использованию создаваемой инфраструктуры и организации пилотных зон.

Поскольку тема БАС является межотраслевой и межведомственной, необходима площадка, позволяющая координировать усилия различных ведомств в части разработки нормативной базы и технического регулирования в этой отрасли, которое поможет достичь компромисса между развитием рынка и обеспечением безопасности, — рассказал член КРАОН Александр Гурко, возглавляющий «Некоммерческое партнерство ГЛОНАСС». — С учетом темпов развития этой отрасли очень важно к концу следующего года полностью сформировать все основные контуры нормативной базы и технического регулирования. До конца этого года необходимо сформировать концепцию рынка применений беспилотных технологий, а принципы регуляторики будут выстраиваться в следующем году. 

ГЛОНАСС может запустить систему контроля над БАС уже в 2017 г.

А.Гурко, отвечая на вопрос о сроках реализации проекта: «Мы совместно с Российскими космическими системами, Ростелекомом проектируем инфраструктуру контроля управления беспилотными авиационными системами. Сейчас идет этап проектирования инфраструктуры. И в рамках этого проекта мы разрабатываем предложения по совершенствованию нормативной базы, техническому регулированию и коммерциализации инфраструктуры и разрабатываем бизнес-план будущего оператора такой системы. В целом контракт до 2020 г., но я думаю, что уже полнофункциональная инфраструктура будет развернута в следующем году»

По его в словам, в 2016 г. планируется завершить проектирование данной системы. «В этом году мы надеемся закончить работы по проектированию такой системы, сделать полнофункциональный макет такой платформы, который позволит с одной стороны обеспечить функции контроля и надзора в интересах Росавиации и ФСБ. С другой стороны - позволит создать мультимедийную платформу для предоставления коммерческих сервисов через сервис-провайдеров», - сказал он.

А.Гурко уточнил, что в рамках системы рассматривается более 100 вариантов применения беспилотников. «Инфраструктура рассчитана для использования государственными органами надзора и контроля - с одной стороны. И с другой стороны - для работы с сервис-провайдерами всего набора услуг: аэрофотосъемка, видеонаблюдение, применение в сельском хозяйстве и так далее. Более 100 применений мы рассматриваем в нашем бизнес-плане. И пытаемся сделать безбарьерный вход для сервис-провайдеров в эту систему», - добавил он.

Что сейчас по использованию БАС?

Сущесвует абсолютно работающий и законный способ получения разрешения на проведение полетов над населенным пунктом с целью съемки с воздуха

Сведения, приведенные в данной статье, основаны на разъяснени от Государственной корпорации по организации воздушного движения, а также на личном опыте прохождения всех этапов получения разрешения.

Далее будет описан процесс получения разрешения на полеты коптера (БАС) над населенным пунктом с целью выполнения воздушной съемки. Этот материал может быть полезен всем, кто занимается данным видом полетов и позволит избежать ошибок на этапе получения разрешений.

1. Получение разрешения на выполнение полетов БАС над населенным пунктом с целью выполнения воздушной съемки начинается с подачи заявления в орган местного самоуправления на имя Первого заместителя по транспорту. В заявлении нужно указать сроки, в которые будут проходить полеты, места проведения съемок и их цель. Советую указывать сроки большие, чем те, в которые вы будете снимать. Вся наша деятельность очень зависит от погоды и прочих обстоятельств, все это может сдвинуть сроки проведения полетов. Заявление пишется на фирменном бланке организации, документу присваивается исходящий номер, ставится подпись и печать. Заявление подается в канцелярию , где ему присваивают внутренний номер, по которому вы можете узнавать текущее состояние документа. По нашему опыту выдача разрешения занимает 3-5 дней.
2. В это же время направляется аналогичный запрос в территориальный орган ФСБ РФ. По закону на рассмотрение вашего обращения дается 30 дней. В нашем случае получение разрешения от ФСБ занимало полторы-две недели. Заявление подается в канцелярию территориального органа ФСБ.
3. После получения разрешений от вышеперечисленных органов вы направляете Представление на установление «Временного режима». Представление направляется в Главный центр Единой системы организации воздушного движения РФ (ГЦ ЕС ОрВД). Подается за 5 суток до начала использования воздушного пространства по факсу +7(495) 601 07 17. Перед подачей представления вы должны получить согласование в местном аэропорту у начальника службы движения аэропорта. Проведение полетовсогласовывается с начальником Производственно-диспетчерской службы аэропорта, для чего предъявили копию данного Представления, разрешения от исполкома и ФСБ. После получения согласования вы вписываете в Представление имя и должность человека, с которым согласовано установление режима. После отправки факса в ГЦ ЕС ОрВД вам, скорее всего, перезвонят для уточнения данных. На следующий день вы звоните по телефону +7 (495) 601-06-64 (ГЦ ЕС ОрВД) и получаете подтверждение о получении Представления и принятии решения на обеспечение деятельности. Вам должны сообщить номер вашего временного режима. В Представлении вы указываете название вашей организации, даты проведения полетов, район проведения полетов, координаты, диапазон высот, имя и должность человека, с кем вы согласовали проведение полетов в местном аэропорту, цель проведения съемок, номера и даты выдачи разрешений от территориального органа местного самоуправления (исполком) и территориального органа ФСБ и контактное лицо от вашей организации (имя и телефон). При описании района проведения полетов необходимо указывать не отдельные точки взлетов и посадок, а общий район полетов, радиусом не более 10 км. Например, район с радиусом 6 км с центром в точке с такими-то координатами - это удобнее, чем обозначать большое количество точек съемки. В представлении можно указать 3 основных дня проведения полетов и 3 резервных. Например: 13, 14, 15 декабря 2014 г. Резерв 16, 17, 18 декабря 2014 г. (Не пишите даты через дефис: «13-15 декабря», перечисляйте через запятую). Время проведения полетов указывается в стандарте UTC (Всемирное координированное время)
4. За день до предполагаемого полета нужно направить «Представленный план полета» воздушного судна в Зональный центр Единой системы организации воздушного движения (ЗЦ ЕС ОрВД). После подачи плана полета вам нужно проверить прохождение плана полета.
5. В день проведения полетов, за 2 часа до начала полетов необходимо позвонить в районный центр Единой системы организации воздушного движения (РЦ ЕС ОрВД) и запросить разрешение на использование воздушного пространства. У диспетчеров уже будет информация о вашем временном режиме, направленная из ГЦ ЕС ОрВД и информация из ЗЦ ЕС ОрВД о вашем плане полета. Вам нужно представиться, назвать свой позывной и номер временного разрешения. В нашем случае мы связываемся по телефону с диспетчерами в казанском аэропорту. Мы сообщаем о каждом взлете и каждой посадке и о конкретном месте полета руководителю полетов. Об окончании полетов нужно также сообщить в районный центр ЕС ОрВД.

В случае, если съемки закончены, и вы больше не будете использовать воздушное пространство, нужно сообщить об этом в Главный центр ЕС ОрВД в Москву и снять «Временный режим» на указанные вами даты.

Что имеем в итоге:

На получение официального разрешения на использование воздушного пространства для осуществления съемок с коптера (БПЛА) потребуется 1,5 - 2 недели.

Краткая последовательность получения разрешения:

1) Получение разрешения в исполкоме - 3-4 дня.
2) Получение разрешения в ФСБ - 7-10 дней.
3) Представление на временный режим. Москва ГЦ ЕС ОрВД. За 5 суток.
4) План полета в ЗЦ ЕС ОрВД. За день перед полетом.
5) Запрос на ИВП (использование воздушного пространства) в РЦ ЕС ОрВД. В день полета за 2 часа.

Дополнительные справочные материалы:

Подробную информацию по подаче и оформлению Представления на установление «Временного режима» смотрите в приказе Минтранса РФ №171 от 27.06.2011.
Представленный план полета заполняется согласно Табелю сообщений о движении воздушных судов в РФ (приказ Минтранса РФ № 13 от 24.01.2013г.).

Please, enter your phone number

*после отправки заявки, мы свяжемся с вами в ближайшее время!